Федеральная резервная система банков познания (потом – ФРС) призвана объединить разные предметы авторского права в открытом доступе, и гарантировать механизмы их верного хранения – как минимум в трех резервных копиях. В ее состав вошли в наивысшей степени большие русскоязычные проекты, работающие с информацией в режиме открытого доступа (к примеру, электронная научная библиотека "КиберЛенинка"). Подчеркнём кроме того, что создание и запуск ФРС выполняются на базе президентского гранта (распоряжение Главы Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 68-рп).
Со слов Ивана Засурского, на первой стадии в системе будут продемонстрированы, в первую очередь, научные публикации и учебные работы, художественные произведения и публицистические статьи – в реестре уже собрана информация свыше чем об 1 млн произведений. Но в будущем ФРС предполагается увеличить за счет привлечения библиотек, архивов, музеев, репозиториев (хранилища данных), и участников, специализирующихся на мультимедийных файлах (фото, музыка, кино и пр.) и др.
"В то время как создатель передает права издателю, он в большинстве случаев не делает это навсегда – в большинстве случаев, это делается на 3, пять либо семь лет. В редких случаях издатели выкупают у авторов права на целый период авторского права. Но в любом случае все эти транзакции сокрыты от других лиц. Бернская конвенция не требует объявлять о передаче права издателю. В случае если с автором что-то произойдёт, то мы ничего об этом и не определим – из этого такое много неприятностей с авторскими правами. По причине того, что нет системы регистрации, аутентификации", – поведал исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов.
Вот по какой причине одной из ключевых функций ФРС станет присутствие системы аутентификации RAI – Russian Archive Identifier, которая позволит сохранить не только само произведение, но и данные об авторе. Там же создатель сумеет сообщить о своем жажде перевести произведение в коммерческий доступ (при таких обстоятельствах оно провалится сквозь землю из открытого доступа) и т. д.
Кроме регистрации и аутентификации произведений с указанием их юридического статуса к основным функциям ФРС возможно отнести:
- верное хранение всех распознанных объектов за счет механизмов репликации и системы распределенного хранения копий;
- присутствие публичного реестра для розыска владельцев "сиротских" произведений (произведений, владельцы коих не определены);
- обеспечение работы сопутствующих сервисов: информационного разделения, электронного вычислителя юридического статуса произведения и времени его перехода в режим публичного достояния, и арбитража, снабжающего операцию медиации при происхождении споров о правах на произведение, произведённое регистрацию в реестре.
Говоря о цели создания ФРС, Засурский разъяснил: "Мы желаем сделать такую систему, которая разрешила бы применять произведение на абсолютно законных основаниях. И чтобы предельное число познаний и информации пребывало в открытом доступе. В первую очередь, это относится доступа к научным познаниям и ценностям. Мы кроме того силимся опубликовывать в открытом доступе дипломы и учебные работы для того, чтобы студенты генерировали в процессе обучения как возможно больше познаний и включали их в оборот. Мы приветствуем каждые проекты, связанные с оцифровкой фондов музеев, архивов и библиотек". Помимо этого, глава государства Ассоциации интернет-издателей надеется, что в грядущем это позволит выкупать иностранные материалы и выкладывать их в открытый доступ без нарушения прав авторов с условием перевода таких текстов и свободной публикации на русском.
Все расположенные в системе предметы, выделил Иван Засурский, будут пребывать в юридическом режиме публичного достояния либо распространяться на условиях открытых разрешений (ст. 1282, 1286.1 ГК Российской Федерации). Отметим, что под открытой разрешением предполагается контракт присоединения, объектом которого является представление лицензиату простой (неисключительной) лицензии на применение предмета авторских, соседних либо патентных прав. Все ее условия должны быть доступны неопределённому кругу лиц так, чтобы лицензиат имел возможность познакомиться с ними до начала применения произведения.
"Имеется большое количество ограничений авторского права, исходя из этого в 2014 году в ГК Российской Федерации была введена статья [ст. 1286.1 ГК Российской Федерации. – Ред.], которая разрешает открытые лицензии, и по сей день они неспешно начинают внедряться, в том числе и в органы власти – интернет сайты Главы Российской Федерации, Руководства РФ, Совета Федерации, Минобороны и Минкомсвязи Российской Федерации работают на условиях открытых разрешений", – дополнил исполнительный директор "Викимедиа РУ" Станислав Козловский.
Однако, Ассоциация интернет-издателей уверена, что для последующего продвижения ФРС этого мало. Согласно точки зрения специалистов, следует:
- сократить периоды защиты произведений до по-максимуму допустимого по Бернской конвенции – 50 лет с года смерти автора, для аудиовизуальных произведений – 50 лет с момента их созданий, а для фотографий и произведений прикладного искусства – 25 лет с даты создания (ст. 7 Бернской конвенции по защите литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.). Сейчас этот период по общему правилу образовывает 70 лет с года смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК Российской Федерации);
- принять "свободные лицензии" (п. 5 ст. 1233 ГК Российской Федерации) в качестве юридического стандарта для научных публикаций в российских научных журналах;
- снять добавочные ограничения для перехода произведений в публичное достояние – к примеру, в части увеличения периодов защиты произведений авторов, которые работали в срок ВОВ (п. 5 ст. 1281 ГК Российской Федерации);
- аннулировать ретроактивную защиту достояния культуры СССР и признать переход всего места советских объектов права в публичное достояние;
- гарантировать открытый доступ к произведениям науки и культуры, сделанным за счет страны;
- снять ограничения на воспроизведение объектов из музейного фонда и др.
Помимо этого, подчеркнул Владимир Харитонов, нужно принять закон в отношении "сиротских" произведений, предложенный1 в прошедшем сезоне Минкомсвязи Российской Федерации. Созданный учреждением проект включает само определение таких произведений, режим их легализации и применения. Предполагается, что сперва произведение будет включаться в реестр, и создатель в течение шести месяцев затем сумеет распознать себя и сообщить о своих правах. В случае если этого не случится, произведение будет признано "сиротским", а его применение станет не запрещаеться на условиях открытой лицензии, допускающей свободное применение произведения в отсутствие дозволения владельца и оплаты ему поощрения.
Отметим, что закон получил негативное заключение по результатам оценки регулирующего действия. Но Экспертный совет при Руководстве РФ намерен доработать закон при участии Минкомсвязи Российской Федерации.
Смотрите кроме того нужный материал по вопросу журнал юрист. Это возможно может быть небезынтересно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий